Алупкинский Дворец-музей

Алупкинский дворец-музей – выдающийся памятник мирового дворцово-усадебного зодчества первой половины XIX в. Он строился под руководством государственного деятеля России графа М.С.Воронцова, занимавшего пост генерал-губернатора Новороссийского края, куда входили Херсонская, Екатеринославская и Таврическая губернии. Статус музея дворец приобрел в 1921 году и был открыт для посещения.

Дворец построен в 1832-1848 г.г. по проекту видного английского архитектора-романтика Эдуарда Блора и носит отпечаток вкуса М.С.Воронцова, получившего воспитание и образование в Лондоне, где его отец был послом. Ближайшие британские «родственники» Алупкинского дворца – Королевский павильон в Брайтоне, возведенный по проекту Джона Нэша, и вилла Вальтера Скотта в Абботсфорде архитектора Эдуарда Блора, бесспорно, считаются неповторимыми образцами европейского романтизма. При их создании решалась проблема синтеза в архитектуре: в Брайтоне – элементов Востока и Запада, в Абботсфорде – шотландского замка и тюдоровской виллы.

Но наиболее гармоничного сочетания восточной и западной архитектуры, считают специалисты, Эдуард Блор достиг только в Алупке (куда никогда не приезжал, а сделал проект по натурным рисункам местности), сохранив в облике дворца дух средневекового замка XIV-XV вв. и строгую красоту тюдоровского загородного дома. Тюдоровский стиль был переходным от готики к позднему английскому [В парке Алупкинского Дворца] Возрождению и нашел широкое применение в строительстве загородных дворцов и вилл, которые в XVI в. заменили прежний вид средневекового феодального замка, потерявшего в условиях абсолютной монархии оборонительное значение.

Шедевр творческой фантазии Блора – южный фасад дворца, центральный портал которого по силуэту напоминает одновременно вход в капеллу Святого Георгия в Виндзоре и портал мечети Джами Масджид в старом Дели. Таким образом, Англия и Индия соединились вместе в Крыму, на его южном побережье, в Алупке. Неслучайно поэтому У.Черчилль во время Ялтинской конференции руководителей трех держав, по его словам, почувствовал здесь, «в далекой России, старую Англию», а Джавахарлал Неру в 1955 г. – Индию Великих Моголов.

Каждый корпус Алупкинского дворца напоминает определенную эпоху в английской архитектуре – от башен феодального замка XIV-XV вв. с их оборонительными стенами до изысканного здания главного корпуса, построенного в елизаветинском стиле. [Лев] Кажется, что дворец строился не в XIX в., а на протяжении многих столетий. Такого динамизма во времени, отраженного в архитектуре, мы не находим нигде в мировом зодчестве.

Проект дворца родился в 1832 г. в Вилтон-Хаузе, принадлежавшем сестре графа М.С.Воронцова леди Пэмброк. Идея английского архитектора была блестяще осуществлена руками русских каменщиков, столяров, резчиков, лепщиков в необычайно короткий срок. Строительным материалом послужил местный камень вулканической породы, трудно поддающийся обработке.

Алупкинский дворец – сложное и интересное явление в архитектуре своего времени. Он органически вошел в ландшафт Южного берега Крыма. Сопоставление дворца с современными ему усадебными комплексами, как в русской, так и в западноевропейской архитектуре первой половины XIX в. позволяет с полным основанием причислить этот ансамбль к выдающимся памятникам эпохи романтизма.

Осмотр дворца начинается с широкого парадного двора, разбитого перед северным фасадом главного корпуса. Именно сюда стекаются все экскурсии, движущиеся пешком из Мисхора и прибывающие в Алупку морем. Первые входят на территорию парадного двора через восточные ворота, вторые – через западные крепостные ворота и узкий Шуваловский проезд. Отдыхающие обращают внимание на две прямоугольные башни, внешне напоминающие рыцарские замки из романов Вальтера Скотта, башенные часы с боем, установленные в 1841 г., эркерные выступы по обе стороны от главного входа, характерные для тюдоровской архитектуры.

Войдя внутрь помещения, посетители сначала осматривают вводный отдел музея, документы, старинные рисунки и литографии которого знакомят со строительством дворца. Затем экскурсанты проходят в парадный кабинет, обставленный английской мебелью, бронзовой скульптурой и портретной живописью первой половины XIX в. Последняя отражает военную галерею участников Отечественной войны 1812 г. и фамильные портреты работы В.А.Тропинина, В.Л.Боровиковского, [Вид с внутренней стороны Алупкинского Дворца] Д.Г.Левицкого.

Изящно отделаны Ситцевая комната с живописными работами С.Ф.Щедрина, Н.Г.Чернецова, И.К.Айвазовского, Малая гостиная, или Китайский кабинет, вестибюль, Голубая гостиная, где в августе 1863 г. по приглашению владельцев дворца выступал великий русский актер М.С.Щепкин с чтением отрывков из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя. Переходом из Голубой гостиной в парадную столовую служит Зимний сад, в котором среди зелени размещены декоративные мраморные скульптуры.

Парадная столовая – самый большой во дворце зал. Он напоминает парадные помещения тюдоровских замков: те же высокие потолки, дубовые панели, балкончик для музыкантов. В резные настенные рамы вмонтированы четыре монументальных панно известного французского художника Гюбера Робера. Из полированного диабаза выточены камины, замысловатым орнаментом украшены пристенные буфеты, оригинальные канделябры, настенные бра.

Собрание произведений западноевропейской живописи XV-XVIIIв. Находится в бильярдной. В свое время библиотека М.С.Воронцова была одной из самых крупных в России. Она насчитывала 25 тысяч книг, изданных на многих европейских языках по истории, географии, искусству, философии, экономике, астрономии, мореплаванию, сельскому хозяйству.

Много домыслов до последнего времени вызывала надпись на центральном портале дворца, напоминающем вход в индо-мусульманскую мечеть. Надпись на арабском языке шесть раз повторяет изречение: «Нет победителя, кроме аллаха». Сейчас происхождение надписи искусствоведы связывают с находящейся на юге Испании арабской крепостью XIII в. История сохранила рассказ о том, как правитель Гренады халиф Мухаммед I, проводя миролюбивую политику, обязался стать союзником испанского короля. Этим он спас Гренаду от разорения испанскими рыцарями, но в 1248 году был вынужден участвовать, согласно договору, во взятии королевскими войсками арабской Севильи. В Гренаде он был встречен с триумфом. На многочисленных арках было написано слово «Халиб» (победитель). Но Мухаммед воскликнул перед собравшимся народом: «Нет победителя, кроме аллаха!» - очевидно, желая подчеркнуть, что его победа была только тяжким политическим компромиссом. Позднее он построил крепость Альгамбру, на стенах которой сотни раз повторено изречение Мухаммеда, ставшее своего рода девизом. Кроме этой надписи, являющейся в нише южного фасада чисто декоративным элементом, никакого сходства с Альгамброй у Алупкинского дворца нет.

Источник: www.ai-petri.com