Караимские кенасы

Караимы представляют собой важную часть культуры и истории Крыма. Духовный лидер этого народа – гахама, после присоединения Крыма к Российской Империи, сделал своей резиденцией город Евпаторию. В начале 19-го столетия в связи с принятием решения о строительстве резиденции гехама в Евпатории под руководством влиятельной караиской семьи Бабовичей сооружается комплекс, состоящий из двух кенас. Кенасы начали строить в 1803 году на месте более древнего караимского храма. Строительство Соборной, Большой, кенасы было закончено в 1807 году, а Малая кенаса на самом деле представляет собой отреставрированный древний храм караимов (реставрация проводилась в 1807-1818 гг.). Архитектура кенас представляет собой симбиоз европейского ренессанса и мусульманской архитектуры.

В связи с тем, что численность караимов чрезвычайно сократилась за последние 100 лет, Евпатория остается единственным местом, где кенасы являются действующими. Храмовый ансамбль состоит из трех двориков, главных ворот, Большой и Малой кенасы, столовой, религиозной школы и хозяйственных помещений. Три дворика кенас представляют собой фактически продолжение друг друга: первый двор-коридор увит виноградом и содержит фонтан, в котором верующие совершают омовение рук перед молитвой. В этом дворе находятся плиты с различными религиозными надписями на древнееврейском языке. Затем верующие проходят в Мраморный двор, который назван так из-за того, что в нем находятся мраморные плиты с именами тех, кто причастен к сооружению кенас, а также плиты с религиозными письменами и историей караимов. Самая древняя часть плит датируется 1790 –ыми годами. Третий дворик – дворик ожидания, представляет собой самый просторный и самый красиво украшенный дворик: арки и колонны делают двор невероятно красивым. Далее идет сама кенаса, которая ориентирована на юг (в сторону Иерусалима), внутри кенасы богато украшены резьбой. Кенасы в Евпатории в 1837 году стали главным духовным центром караимов Российской империи, но с приходом советской власти, в 1921 году, они были закрыты. Вновь Малая кенаса открылась только в 1999 году, после восстановления на средства караимской общины, затем через несколько лет начала работать и Большая Кенаса. Комплекс Кенас сейчас представляет собой не только религиозный и духовный центр, но и памятник архитектуры 18-го столетия, который имеет государственный статус и охраняется согласно украинским законам.